Обзор рынка торговой недвижимости Воронежа за I квартал 2011 года
- 11.04.2011
Отделом исследований и аналитики компании «ИнвестОценка» подготовлен обзор рынка торговой недвижимости Воронежа по итогам I полугодия 2011 года.
Основные тенденции:
• После рекордного объема ввода новых торговых объектов в 2010 году (227 420 кв. м GLA), в 2011 году ожидается ввод в эксплуатацию только 15 000 кв. м качественных торговых площадей в составе МФК «Атмосфера» (район Центрального рынка), строительство которого было начато еще до кризиса.
• Основной спрос на качественные торговые площади традиционно формируется со стороны сетевых ритейлеров продуктов питания, товаров для дома, одежды и обуви, бытовой техники и электроники, мобильной связи.
• Средний уровень вакантных площадей в профессиональных торговых центрах г. Воронежа остается на уровне 10-15%. В наиболее популярных торговых центрах заполняемость приблизилась к 100%, ведутся листы ожидания из потенциальных арендаторов.
• Спрос на торговую недвижимость на ближайший год исчерпан вследствие открытия четырех крупных проектов в 2010 году общей арендопригодной площадью 227 420 кв. м. Совокупное предложение торговой недвижимости практически полностью удовлетворяет текущим потребностям города. По соотношению качественных торговых площадей на душу населения (399 кв. м GLA на 1 000 жителей) Воронеж практически приблизился к европейским стандартам.
• Принимая во внимание, высокий показатель обеспеченности отдельных районов города торговыми площадями (в первую очередь Ленинский, Железнодорожный и Коминтерновский районы), дальнейшее их развитие, на наш взгляд, целесообразно проводить, главным образом, в направлении реконцепции и редевелопмента устаревших и неэффективных объектов. Кроме того, неравномерность предложения и низкая обеспеченность ряда районов города качественными торговыми площадями, ставит актуальной проблему строительства районных торговых центров шаговой доступности площадью не более 10 000 – 15 000 кв. м с профессиональной концепцией и хорошим местоположением, в первую очередь, в Левобережном районе города, где наблюдается серьезный дефицит предложения профессиональных торговых объектов.
• Несмотря на повышение активности со стороны зарубежных и российских торговых сетей, текущий уровень вакантных площадей удержит рост арендных ставок на качественные торговые помещения в профессиональных торговых центрах г. Воронежа в течение 2011 года в пределах 5-7%. Более существенный рост арендных ставок возможен лишь на помещения в наиболее популярных торговых центрах с высоким показателем заполняемости и листом ожидания.
• Следует ожидать усиления ротации арендаторов и дифференциации арендных ставок между удачными и слабыми проектами, разрыв между которыми все более усугубляется, причем в сторону снижения арендных ставок у последних.
• Несмотря на предпочтение отечественных и иностранных сетевых компаний помещениям в профессиональных торговых центрах, популярность объектов street-retail сохраняется. В I квартале 2011 года продолжился поступательный рост арендных ставок на помещения в основных торговых коридорах города, что объясняется дальнейшей активизацией спроса на фоне дефицита качественного предложения.
C материалами обзора можно ознакомиться в разделе "Обзоры и аналитика рынка недвижимости".